о людях и еде от яндекс еды

мы в телеграм
Ужасно вкусно: кинохорроры, где еда играет главную роль

Еда — универсальный язык общения, способный рассказывать не только приятные истории. Вместе с сервисом «Кинопоиск» специально к Хеллоуину редактор «Открытой кухни» Настя Базилева (большая поклонница жанра) пересмотрела несколько знаковых ужастиков, где блюда передают зловещую атмосферу

Сказочная снедь

Внимательно относиться к тому, что тянешь в рот, нас приучила с детства сказочная героиня Белоснежка. Невозможность устоять перед яблоком буквально свела принцессу в могилу, но она была не единственной, на чью судьбу зловещим образом повлияла еда. С похожей проблемой столкнулись Гензель и Гретель из сказки братьев Гримм. Бродя по лесу, оголодавшие дети нашли пряничный домик, который бросились беспечно объедать, не подумав о последствиях. В 2020 году режиссёр Оз Перкинс снял по этой сказке хоррор «Гретель и Гензель», в котором хоть и сменил пряничный экстерьер дома на более привычный, но тему соблазнения детских душ едой оставил: в фильме детей привлекли вовсе не сладости, а сырные головы, хлеб и запечённые гуси. Хотя сцены с употреблением волшебных грибов в первоисточнике тоже не было.

Ещё одна девочка, не сумевшая устоять перед пышно накрытым столом, — Офелия из фильма Гильермо Дель Торо «Лабиринт фавна». Когда она спускается в дом безглазого монстра, всё, что ей нужно для успешного выполнения миссии, — не есть ничего со стола. Но крупный блестящий виноград, холодный, будто слегка подёрнутый инеем, не оставляет ей шансов. Фатальный порыв пробуждает монстра. Всё это очень напоминает классический античный сюжет про Персефону, вынужденную оставаться в подземном мире из-за неосторожно съеденного гранатового зёрнышка.

Ещё одна девочка, соблазнённая сладостями, — маленькая Тала из совсем свежего филиппинского ужастика «В коже моей матери». В таинственной хижине в джунглях героиня находит красивую конфету в красной обёртке, а съев её, вскоре знакомится с хозяйкой этого дома.

Кадр из фильма «Гретель и Гензель»

Кадр из фильма «Гретель и Гензель»

Кадры из фильма «Лабиринт фавна»

Кадры из фильма «Лабиринт фавна»

Профессиональные ужасы

Профессия повара — это стресс каждый день, а вокруг кипящее масло, бурлящие кастрюли и много, очень много ножей. Так что неудивительно, что хорроры часто обращаются к теме непростой жизни сотрудников индустрии гостеприимства. Самые яркие примеры последних лет — фильм «Меню» с Рэйфом Файнсом и сериал «Дом с прислугой» от М. Найта Шьямалана.

В первой картине режиссёр Марк Майлод довольно жёстко прошёлся по теме театрализованных подач, авторских сетов и возведения еды в культ — словом, по всему тому, что составляет жизнь современных фуди и гастрокритиков. Выверенная сервировка, глубоко проработанная концепция, изощрённый сторителлинг каждого блюда здесь только подчёркивают хаос, царящий в голове шеф-повара. Ну, а финальное «сражение» файн-дайнинга и фастфуда не оставляет сомнений в том, что именно думает автор фильма о культуре «высокой» гастрономии.

В сериале «Дом с прислугой» один из главных героев — тоже шеф-повар и ведущий модного кулинарного шоу. Он готовит сложные и прекрасные блюда на завтрак, обед и ужин и поначалу свысока смотрит на пристрастие юной няни к консервированному томатному супу. Впрочем, скоро события в его доме становятся не менее запутанными и изощрёнными, чем его рецепты.

Ещё один ужастик, в котором фигурирует профессионал от еды, — «Астрал. Семейный обряд» (в оригинале фильм называется «Семейный ужин»). Там девушка приезжает в гости к своей хлебосольной тётушке — автору модных кулинарных книг про правильное питание в уютном стиле хюгге (в скандинавских странах чувство уюта и комфорта. — «Открытая кухня»). Несмотря на жанр ужасов, готовит героиня и впрямь отменно и очень красиво, после просмотра буквально хочется купить книгу рецептов к фильму.

Кадр из фильма «Меню»

Кадр из фильма «Меню»

Кадр из фильма «Дом с прислугой»

Кадр из фильма «Дом с прислугой»

Кадр из фильма «Астрал. Семейный обряд»

Кадр из фильма «Астрал. Семейный обряд»

Мрачные пироги

Пироги занимают особое место в киножанре ужасов. Возможно, популярность именно этого блюда связана с тем, что начинка, скрытая под слоем аппетитного румяного теста, всегда таит в себе если не опасность, то секрет. Это отражено даже в русских поговорках про пироги с котятами («их ешь — они пищат») или про знаменитый рязанский специалитет, который, по одной версии, с грибами, но есть и пироговый вариант («в Рязани пироги с глазами, их едят — они глядят»).

Похожие «пироги с сюрпризом» готовила и миссис Ловетт в исполнении Хелены Бонем-Картер из фильма Тима Бёртона «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». Пироги были с мясом, а вот поставщиком главного ингредиента был тот самый мстительный эксцентричный цирюльник, которого сыграл Джонни Депп. Кстати, в похожую ситуацию, что и гости пирожковой Ловетт, попал герой «Игры престолов» Уолдер Фрей, тоже, видимо, не привыкший задумываться о происхождении мяса в начинке своего пирога.

Кадр из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»

Кадр из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»

Кадр из фильма «Солнцестояние»

Кадр из фильма «Солнцестояние»

Впрочем, иногда пироги в ужасах бывают совершенно безобидны и служат скорее контрастом к происходящей вокруг жути. Так, героиня «Солнцестояния» Ари Астера ищет утешения в приготовлении пирогов с мясом в компании дружелюбных сектантов, отвлекаясь на спасительную готовку от атмосферы солнечного безумия, которая её окружает. Ну и, конечно, нельзя не вспомнить главного любителя вишнёвых пирогов в истории ужасов — специального агента Дейла Купера, нашедшего в крошечном городке Твин Пикс идеальный десерт. «Открытая кухня» обнаружила в сети видеоисполнение рецепта пирога самим актёром Кайлом Маклахленом.